НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ КОМПЛЕКС ИСЛАМА КАРИМОВА

Джон Хёрбст, бывший посол США в Республике Узбекистан


- С 2000 по 2003 год я работал послом Соединенных Штатов Америки в Узбекистане. Мне трудно подсчитать количество встреч, которые я провел с первым Президентом Исламом Каримовым за этот период, но уверен, их было около 40.

Почти каждая состоявшаяся из них предоставляла возможность провести продуктивные переговоры по различным важным вопросам двусторонней повестки.

Меня поражало то, что первый Президент Узбекистана, который был очень умным человеком, в ходе встреч по любым вопросам мог вести конструктивные и детальные переговоры. В ходе них он мог не пользоваться заранее подготовленными материалами и не нуждался в сторонних рекомендациях по тому или иному вопросу. Он говорил уверенно и всегда владел полной информацией о предмете обсуждаемых тем.

Несомненно, что он был патриотом Узбекистана и выдающимся государственным деятелем. Он понимал центральную роль своей страны в регионе, а также наличие в той части мира нескольких серьезных проблем, которые представляют угрозу безопасности и благополучию его страны.

Ислам Каримов был уникальной для Центральной Азии фигурой: он смог распознать и предвидеть проблему религиозного экстремизма на ранних стадиях, в то время, как некоторые из его коллег – лидеры других государств в регионе обратили внимание на эту проблему намного позже.

В западных государствах существует ошибочное восприятие Ислама Каримова и его политики. Он понимал важность религии ислам и ту роль, которая она играла в истории, культуре и формировании идентичности его страны. С первых дней независимости он понял, что содействие развитию исламской религии положительно отразится на развитии страны. И как часть этой инициативы, вначале он разрешил зарубежным проповедникам исламского мира, которые обычно спонсировались странами Персидского залива, вести религиозную деятельность в Узбекистане. Однако уже к концу 1991 года он осознал, что учения и влияние этих религиозных деятелей имели очень опасные последствия для страны. Эти миссионеры проповедовали ислам в качестве религии конфликта и нетерпимости, что имело фундаментальное расхождение с исламскими традициями узбекского народа и Центральной Азии в целом. Увидев в этом большую опасность, он предпринял соответствующие меры для предупреждения потенциальной угрозы. По большому счету, он был прав в своей оценке ситуации.

Думаю, что Ислам Каримов заслуживает высокой оценки за вклад в становление узбекской государственности. Под его руководством Узбекистан проводил, пожалуй, наиболее независимую внешнюю политику из всех стран Центральной Азии.

В личных отношениях Ислам Каримов всегда придерживался строгих правил и относился с уважением к своим собеседникам.

ИА «Жахон»

Вашингтон