НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ КОМПЛЕКС ИСЛАМА КАРИМОВА

Хотира уйғонса гўзалдир


06.12.2018

Около двух лет Каримов работал над Конституцией Узбекистана, возглавляя комиссию по выработке Основного Закона. В течение трех месяцев перед сессией парламента она проходила всенародное обсуждение, обогащаясь жемчужинами народной мудрости.

Он прекрасно понимал: Основной Закон страны, прежде чем он будет принят, должны изучить все: от министра до чабана, от директора завода до поливальщика в отдаленном хозяйстве в Голодной степи. 8 декабря 1992 года Верховный Совет принял этот исторический документ. В чем же уникальность новой Конституции? Прежде всего она представляет собой качественно новую трактовку общественно-политического развития общества по своей сути, философии, идеям. В Конституции нет и следа коммунистической идеологии, классовости, партийности. Из всех мировых ценностей выделено самое великое  – человек! И на этой основе в Основном Законе найдено рациональное правовое решение взаимоотношений между гражданином, обществом и государством, что всегда было камнем преткновения в юриспруденции.

По мысли Каримова, основным признаком правового государства считается равенство всех его граждан перед Законом, обеспечение приоритета Конституции. Все законы и нормативно-правовые акты должны создаваться на основе Конституции и соответствовать ей. Не случайно он процитировал высказывание Амира Темура: «Там свобода, где верховенствует закон».

Новая Конституция взаимно связывает граждан и государство правами и обязанностями. В этом отношении документ вобрал в себя принципиальные положения Всемирной декларации прав человека: неприкосновенность жизни, личности и свободы человека.

Принципиальное значение имеет отношение к собственности как краеугольной основе строительства нового общества. Частная собственность объявлена в Конституции не только равноправной с другими ее формами, но и находящейся под защитой государства и ее институтов.

Организация и структура государственной власти строится по принципу разделения властей: законодательной, исполнительной, судебной. Особо следует отметить, что при разработке проекта новой Конституции строго соблюдались положения фундаментальных документов ООН, принципы международного права. Был творчески использован конституционный опыт таких стран, как США, Германия, Япония, Канада, Франция, Португалия, Италия, Швеция, Турция, Испания, Индия, Пакистан, Египет.

Самые взыскательные эксперты – французские, американские, представители ООН и СБСЕ – внимательно анализировали принятый Верховным Советом Закон. И никто из них не нашел даже намека на то, что не отвечало бы общепринятым демократическим нормам. Поэтому Каримов имел полное право заявить: «Конституция – великое наше достижение».

Заново создана банковская система. И самое главное – введена в обращение национальная валюта – сум. В корне реформированы системы материально-технического снабжения и закупок. Энергично развиваются универсальные и специализированные товарно-сырьевые биржи, брокерские конторы и торговые дома. Появились холдинговые и лизинговые компании, службы страхования и аудиторства, юридические объединения, центры по подготовке специалистов рыночной экономики.

Особое место в деятельности правительства занимают внешнеэкономические связи. Международное сообщество, деловые круги, крупные финансовые и банковские структуры с растущим интересом воспринимают позитивные перемены в Узбекистане. Республика – член ООН, принята в Международный валютный фонд, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития и в целый ряд других авторитетных международных экономических организаций, в том числе региональных. Изо дня в день растет число предприятий с участием иностранного капитала. В республике сейчас действуют СП с десятком стран мира. Их география – от Японии до США, от Бельгии до Индонезии. Столь значительное представительство иностранного капитала объясняется одним: льготным законодательством. Естественно, что Узбекистан еще не обладает необходимыми мощностями и современными технологиями, чтобы превратить колоссальные сырьевые ресурсы в законченную продукцию, наладить ее хранение, переработку и реализацию. Если республика сможет организовать полную переработку имеющихся в стране сырья и полуфабрикатов, то производство валового национального продукта увеличится многократно. Ведь только разведанные запасы полезных ископаемых оцениваются, по данным зарубежных экспертов, в 3 триллиона долларов.

Одним из приоритетных направлений внешней политики является развитие прямых и многосторонних отношений со странами СНГ. Президент последовательно выступает за развитие интеграционных процессов, за выработку действенного механизма эффективного функционирования СНГ. Все эти взгляды и принципы Президента воплотились в различных двусторонних соглашениях и договорах с большинством государств Содружества: Россией, Украиной, Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Туркменистаном.

Отрывок из книги «Ислам Каримов. Стабильность и реформы».

Из серии «Вожди народов – ХХ век». Автор и руководитель проекта Н.Л.Мишин

 

***

Один зарубежный публицист, написавший о нашей стране книгу, назвал ее «Узбекистан – эпоха Каримова».

Действительно, годы президентства Ислама Абдуганиевича Каримова составили целую эпоху в новейшей истории Узбекистана. Стратегическое мышление, несгибаемая воля, титанический труд, глубокое понимание национальных интересов, любовь и преданность своей стране, ее народу позволили Первому Президенту осуществить беспрецедентные по своему масштабу реформы. Благодаря им за небольшой по историческим меркам срок сформировано современное демократическое динамично развивающееся государство – Узбекистан, занимающее достойное место в международном сообществе.

Ислам Каримов останется в мировой истории, сердцах наших людей выдающейся личностью. Его отличали обостренное чувство справедливости, высокая правовая культура. Это проявлялось во всем: в подборе кадров, оценке их деятельности, принятии решений по вопросам государственного строительства и, в частности, в отношении к праву, закону, которые Ислам Абдуганиевич рассматривал как мерило справедливости. Поражало его особое отношение к Конституции: стабильность, неизменность ее основных положений Первый Президент считал незыблемым требованием.

В ходе обсуждения парламентской реформы 2002 года, когда по итогам всенародного референдума однопалатный парламент преобразовывался в двухпалатный Олий Мажлис, Ислам Абдуганиевич несколько раз собирал ученых, представителей парламента. В ходе этих совещаний обсуждались изменения и дополнения, которые необходимо было внести в Конституцию и законодательство в связи с парламентской реформой. На одной из встреч глава государства задал ученым вопрос: «Когда следует внести изменения в Конституцию: вначале или принять сначала законы о нижней и верхней палате, их регламентах?» Юристы ответили, что основой является Конституция, поэтому нужно внести изменения в нее, а потом, на этой базе, принимать соответствующие законы.

Президент не согласился, отметив, что мы решаем сложную и абсолютно новую для нас задачу. В ходе формирования правовых основ деятельности нового парламента предстоит отработать различные варианты законодательного регулирования. Только после того, как все встанет на места и мы будем иметь конкретные, отработанные законы о палатах парламента, приступим к изменению положений Конституции.

При этом Ислам Абдуганиевич подчеркнул, что Основной Закон должен быть стабильным. В этом состоит смысл и гарантия неизменности нашего курса на демократическое развитие, в этом – предсказуемость, стабильность политики реформ, устойчивость и основательность национальной государственности. В результате законы о Законодательной палате и Сенате были приняты в 2002 году, а соответствующие поправки в Конституцию внесены в 2003-м. Жизнь показала абсолютную правильность позиции Первого Президента.

Миракбар Рахманкулов,

заместитель директора Института мониторинга действующего законодательства

при Президенте Республики Узбекистан

 

***

Ўзбекистон Республикасининг Биринчи Президенти Ислом Абдуғаниевич Каримов мен 27 йил мобайнида яқиндан ва жуда яхши билган инсон эди. Ўзимни икки ота тарбиясини кўрган фарзанд, деб ҳисоблайман: қондош отам дунёга келтирди, инсон сифатида шакллантирди, ўз касбининг устаси, юридик фанлар доктори этиб камолга етказди, ўз отамдай қабул қилган инсон Ислом Абдуғаниевич шарофати туфайли эса мен бутун элюртга танилдим, дунёнинг кўплаб давлатларида, нуфузли халқаро ташкилотларда тан олиндим.

Биринчи Президентимиз нафақат Ўзбекистон, балки жаҳон миқёсида катта ҳурмат ва обрў-эътиборга сазовор улкан шахс ва атоқли давлат арбоби мақомида эътироф этилгани бежиз эмас. Ислом Абдуғаниевич серқирра сиёсий фаолияти, олижаноб инсоний фазилатлари билан Ватанимизнинг кўп асрлик тарихида, айниқса, истиқлолнинг дастлабки йигирма беш йиллик даврида ўчмас из қолдирди.

Мамлакатимиз мустақилликка эришгунигача бўлган замонлардаёқ Ислом Абдуғаниевич бир қатор қатъий юридик ва ҳуқуқий қадамларни қўйди. Буларнинг барчаси, шубҳасиз, юксак жасорат ва матонат намуналари эди.

Биринчиси – 1989 йили ўзбек тилига давлат тили мақоми берилди.

Иккинчиси – собиқ Иттифоқ ҳудудида биринчи бўлиб, 1990 йил 24 мартда Ўзбекистонда Президент лавозими таъсис этилди.

Учинчиси – 1990 йил 20 июнда Мустақиллик декларацияси эълон қилинди.

Тўртинчиси – Истиқлол остонасида туриб, мустақил давлат байроғи, герби ва мадҳиясини яратиш йўлида илк қадамлар қўйилди.

Бешинчиси – 1990 йил 21 июнда Биринчи Президентимиз раислигида Конституциявий комиссия тузилиб, мустақил давлат Асосий қонунини яратишга киришилди.

Менга мустақил Ўзбекистон Конституциясини тайёрлаш ва қабул қилишдек тарихий жараёнларда бевосита иштирок этиш бахти насиб қилди. Шу маънода, ишонч билан айта оламанки, Биринчи Президентимиз Конституциянинг бош муаллифи, асосий ташаббускори ва ғоявий илҳомчисидир.

Биринчи Президентимиз, айниқса, Конституциянинг инсон ва фуқаролар эркинликлари ва бурчларини қонуний мустаҳкамловчи моддаларига катта эътибор қаратди. Конституциявий комиссиянинг 1992 йил 7 декабрда бўлиб ўтган охирги мажлисида Конституция лойиҳасига хотин-қизлар ва эркакларнинг тенг ҳуқуқлилиги тўғрисидаги 46-модда бевосита Ислом Абдуғаниевич таклифи асосида киритилган. Шу тариқа Конституция лойиҳаси Йўлбошчимиз етти марта текшириб чиққанидан кейингина сўнгги муҳокама учун депутатларга тақдим этилгани ва қабул қилинганини яхши эслайман.

Биринчи Президентимиз раҳбарлигида ушбу йўналишда рўёбга чиқарилган эзгу ишларни энг муҳим тарихий воқеалар сифатида қанча шарафласак, шунча муносиб. Зотан, Конституцияни яратиш тарихи бу – мустақиллик учун, конституциявий суверенитет учун курашнинг узвий қисмидир.

Акмал Саидов,

Инсон ҳуқуқлари бўйича миллий марказ директори,

юридик фанлар доктори, профессор

 

***

Манба: “Ислом Каримов – Мустақил Ўзбекистон асосчиси” номли хотира китобидан 

Фарход Курбанбаев олган суратлар