НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ КОМПЛЕКС ИСЛАМА КАРИМОВА

ВО ИМЯ МИРА И СТАБИЛЬНОСТИ


12.01.2024

    День защитников Родины, отмечаемый 14 января, символизирует мирную и благополучную жизнь в нашей стране, где точкой отсчёта стали первые годы независимости. Взяв ответственность за дальнейшую судьбу народа, его безопасность Первый Президент страны Ислам Абдуганиевич Каримов 4 сентября 1990 года подписывает Указ «О мерах по совершенствованию призыва и прохождения воинской службы молодежью Республики», меняя тем самым отношение общества к воинской обязанности. В соответствии с данным историческим документом, начиная с осеннего призыва 1990 года, была прекращена отправка парней в батальоны, находящиеся за пределами Узбекистана. Это означало, что молодежь республики отныне была призвана служить только в своей стране.

   С обретением независимости в 1991 году вопрос создания собственных Вооруженных Сил для молодой республики приобрел огромное значение. Это было продиктовано необходимостью надежного и постоянного обеспечения безопасности государства и государственной границы, стабильности в стране и регионе в момент, когда в Центральной Азии стали проявляться явные признаки военно-политического вакуума, активно провоцируемого деструктивными силами извне. На VI внеочередной сессии Верховного Совета Республики принимается закон «Об основах государственной независимости Республики Узбекистан», где в статье 6-й говорилось: «Республика Узбекистан имеет право создать Министерство по делам обороны, образовать Национальную гвардию и вневойсковую (альтернативную) службу. Узбекистан оставляет за собой право осуществлять военную политику в вопросах формирования и руководства Вооруженными Силами СССР на территории республики».

    Изменяющаяся обстановка в СНГ способствовала формированию основ оборонной политики и решению задач военного строительства, в том числе  созданию национальных Вооруженных Сил Республики Узбекистан. В связи с этим, 6 сентября 1991 г. издается Указ Президента Ислама Каримова «Об образовании Министерства по делам обороны Республики Узбекистан». На базе органов управления Туркестанского военного округа (ТуркВО) был образован Главный штаб Министерства по делам обороны и Управление по делам обороны Республики Каракалпакстан, областей Узбекистана и г.Ташкента. В целях обеспечения безопасности населения, охраны государственных границ независимого государства 14 января 1992 года по решению Парламента Узбекистана все части и соединения, военные учебные заведения и другие воинские формирования, дислоцированные на территории страны перешли под юрисдикцию Республики Узбекистан. Так было положено начало созданию собственных Вооружённых сил страны.

В соответствующем Постановлении Верховного Совета обозначено: «Командному составу воинских формирований, переходящих под юрисдикцию Республики Узбекистан, обеспечить неуклонное выполнение личным составом возложенных на них задач, имея в виду, что Республика Узбекистан гарантирует социальную и правовую защиту всех военнослужащих, рабочих и служащих воинских организаций и членов их семей, а также пенсионеров бывшего Министерства обороны СССР».

А в 1992 г. Постановлением Кабинета Министров  «О создании Национальной гвардии Республики Узбекистан» была образована бригада Национальной гвардии, определены ее задачи и место дислокации.

Несколько позже, Указом  Первого Президента от 20 февраля 1992 г. «О войсковых частях и военно-учебных заведениях, дислоцированных на территории Республики Узбекистан» установлено, что координация стратегического и оперативного планирования воинскими формированиями, взятыми под юрисдикцию республики, осуществляется Главнокомандующим Объединенных Вооруженных Сил СНГ. Руководство воинскими формированиями, взятыми под юрисдикцию Республики Узбекистан, было возложено на Министерство по делам обороны Республики Узбекистан.

Отнесение к юрисдикции Республики Узбекистан воинских формирований, дислоцированных на ее территории, стало днем рождения собственных Вооруженных Сил. Принятым 29 декабря 1993 года законом 14 января  объявляется Днем защитника Родины.

Принятие Конституции независимого Узбекистана и создание на её основе нормативно–правовой базы Вооруженных Сил страны послужило мощным импульсом в строительстве армии, стоящей на защите интересов нашей Родины.

    В результате осуществленных в оборонной сфере широкомасштабных реформ по инициативе Ислама Абдуганиевича Каримова была  разработана и внедрена принципиально новая структура построения, организации Вооруженных Сил и их органов боевого управления. Образованы военные округа, пограничные регионы,  боеспособные группировки на важнейших операционных направлениях. Созданы мобильные, высоко маневренные части и подразделения, упразднены дублирующие и малоэффективные структуры и звенья управления.

Постановлением Первого Президента Республики Узбекистан от 1 февраля
2001 г. Министерство обороны провело организационную работу по совершенствованию состава и структуры подразделений специального назначения.

    Сформированные Указом Президента Республики Узбекистан Силы специальных операций положили начало новому этапу перехода Вооруженных Сил страны на профессиональную систему.

    Военная реформа, начатая по инициативе и под непосредственным руководством Первого Президента страны Ислама Каримова, подтвердила своевременность и актуальность принимаемых мер.

    Суть государственной политики в области военного строительства –  построить армию, которая по опыту самых развитых стран мира действует на контрактной основе, то есть на основе договора каждого военнослужащего с государством.

За эти годы была проведена огромная по масштабам и значению целенаправленная работа по модернизации Вооруженных Сил.

   Вопросы безопасности становятся приоритетными в первые же дни деятельности на высшем государственном посту Президента Республики Узбекистан Шавката Миромоновича Мирзиёева. Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами выдвигает идею: народ и армия едины. Большое внимание уделяется воспитанию нового поколения военных кадров, преданных идеям независимости и патриотизма. Главной целью в этом процессе обозначено предоставление солдатам и офицерам современных знаний, безупречное владение ими военной техникой и технологиями, их военно-патриотическое воспитание.  Начиная с 2016 года уделяется особое внимание реформированию национальной армии, совершенствованию организационной структуры и системы дислокации Вооруженных Сил, оснащению войск современными образцами вооружения и техники, повышению их боеготовности и боеспособности, а также профессионализма военнослужащих.

В корне пересмотрены система технического и тылового обеспечения подразделений, внедрена система аутсорсинга и военных кластеров. Активно развиваются предприятия оборонно-промышленного комплекса, начата локализация производства и модернизации отдельных видов вооружения и техники.

Усилена социальная защита военнослужащих и членов их семей.

Благодаря принятым мерам повышена эффективность подготовки войск, значительно возросли профессионализм военнослужащих, их боевой дух и психологическая подготовленность.

В деятельности военных вузов внедрена новая система подготовки военных кадров на основе передовых технологий.

Кроме того, особое внимание было уделено цифровизации военной сферы. Осуществляется поэтапное внедрение современных автоматизированных систем управления войсками, а также совершенствуется система связи.

   В декабре 2017 г.  принят и одобрен Сенатом и подписан Президентом Шавкатом Мирзиеевым новый закон «Об Оборонной Доктрине Республики Узбекистан». Новая Доктрина не считает своим противником ни одно из государств и строит отношения со всеми странами на основе приоритета национальных интересов страны и с учетом общепризнанных принципов и норм международного права, взаимной выгоды, равноправия и невмешательства во внутренние дела других государств, урегулирования всех спорных вопросов мирными средствами и путем переговоров, признания нерушимости и неизменности сложившихся межгосударственных границ. Кроме того, Узбекистан не допускает присутствия своих военных контингентов за пределами страны и теперь его военная политика носит в основном оборонительный характер, этим и объясняется смена формулировки с «военной» доктрины на «оборонительную».

Благодаря проделанной за прошедшие годы огромной по масштабам и уникальной по содержанию работе, Узбекистан сегодня располагает современной, мобильной, профессиональной армией, способной эффективно решать стратегические и тактические задачи по обеспечению безопасности, территориальной целостности страны, неприкосновенности ее границ, охране мирной жизни населения.